воскресенье, 01 ноября 2009
Прочла Northanger Abbey и Persuasion. Читаю я ее по единственной причине: из-за экранизаций ее новелл. Эти две смотрела летом, и в первой мне показалась заключительная часть какой-то странной, а вторую я не поняла вообще. Хлопала глазами и говорила «не верю».
читать дальшеЧто ж, в первой экранизации оказался просто полностью исключен период пребывания Кэтрин в Аббатстве. Оказались упущены явные попытки Генерала представить свою семью в наилучшем свете, его прямые намеки, что он не против, если Генри на ней женится. Поэтому сцена, когда Кэтрин оттуда вдруг выставляют грубо прочь, оказалась абсолютно загадочной. И не было демонстративно брошенной в камин книги романов. Всё Кэтрин поняла еще в Аббатстве, когда рисовала себе ужасы про умершую в заточении жену Генерала, а нашла очень обыденную историю о том, как разбиваются сердца
Зато период в Бате чудесно отснят, почти с буквальной точностью. Разве что брат Изабеллы, Джон, в фильме выглядит опасным, а в книге он просто глуп. И еще. Позвольте не поверить, что даже такой любящий брат, как Генри, прикрывал бы тайные встречи своей сестры с возлюбленным, в лесу. Нет, по морали тех времен он просто повздыхал бы над несчастной судьбой Элеоноры. Собственно, в книге этот таинственный молодой человек появляется только в конце, уже разбогатевшим, и упоминается, что Элеонора вышла за него по взаимной симпатии.
Что касается Persuasion, то новелла, конечно, вполне логична. В фильме меня потрясло, какой жалкой, мокрой вороной смотрится Энн Элиот. Потертая жизнью Золушка, Принц которой флиртует у нее на глазах. К счастью, не было в романе жуткой сцены падения в лужу, мокрой шляпки, положенной рядом. Не было слез над письмами. Была вполне достойная дочь баронета, расцвевшая в 28 лет вторично. И окружающие, кстати, ни на миг не забывали о том, к какому уровню общества она принадлежит. О Капитане она не думала постоянно, а вполне приняла ответственность за то, что разорвала помолвку. И его заигрывания с Луизой и Генриеттой воспринимала, как естественный ход вещей. Хоть и больновато, но что ж поделаешь.
Второй момент, с Луизой, кидавшейся Капитану на шею с криком «лови!» оказался правдой. Таки кидалась, и приложилась головой, потому что джентельмену ловить ее не слишком хотелось, и он замешкался. То ли девицам на выдании действительно позволялась некоторая свобода в поведении с подходящими на роль жениха мужчинами, то ли Луиза уже считала Капитана своим женихом (остальные считали).
Третий момент, марафон по улицам Бата и глупое письмо типа «я Вас люблю, прощайте!», оказались (опять же, к счастью) неправдой.
Были вполне достойные встречи, растущая уверенность в том, что любовь не прошла, письмо с объяснением и просьбой о встрече, и, собственно, само объяснение. Причем, отнюдь не выглядело так, что раба семьи вырвалась на свободу, сбросив оковы. Не-а. В новелле это просто о том, что истинная любовь не проходит. Всё очень прилично, никакого бунта. Кстати, поразила меня в фильме еще и инвалид-ревматик миссис Смит, резво бегущая за бегущей Энн, чтобы открыть ей глаза на кузена Эллиота. Никуда она не бежала. Кузен Эллиот был другом и душеприказчиком покойного мужа-Смита, который оказался плохим другом и плохим душеприказчиком. И разговор о его характере состоялся вполне спокойно, в должное время.
При всем при этом я смотрю с удовольствием экранизации, и читаю Остин через силу. Я прекрасно понимаю, почему англичане хотят прибавить ее героям красок, и делают экстравагантные экранизации. Потому что у героев Остин этих красок катастрофически не хватает. Разве что в «Аббатстве» они живые, но и здесь тетушка Остин сочла нужным заполировать концовку полученным от Генерала благословением.
Все-таки, я считаю Остин очень слабым писателем, какие бы авторитеты ни утверждали, что она пишет хорошо. Слог у нее унылый, слов она тратит на описание каждой мелочи страшно много, потому что не умеет создать картину несколькими мазками (может, в переводных текстах переведчики подправили, но на английском всё серо уныло). Сюжеты... Да какие там сюжеты. Истории достойных замужеств достойных счастья героинь, чтиво для старых дев 19-го века. А эти ее морализирования о долге женщины! А эта неприязнь к живым, бойким, спортивным, и физически сильным женским персонажам! Все таки, личность автора сильно проецируется на его произведения.
Остались Emma, Sense and Sensibility и Pride and Prejudice. Ну-ну....
@темы:
"экранизации vs каноны"
А все прочее..Не я не потяну ни под каким.
))
И если любой - и авторитет, и не авторитет, и писатель, и не писатель - может не понять, что перед ним хороший писатель, т.к. его личным вкусам он не угодил, - и назвать сильного писателя слабым - то, наоборот, принять слабого писателя за сильного ни один разбирающийся в литературе человек не может - и случаев таких я в истории литературы не помню.
И, разумеется, она не писала романов для дам, она великий писатель и писал просто романы. Не чтиво для старых дев 19 века, а романы для Киплинга, Честертона, Ивлина Во, Одена и многих-многих других писателей ( и не только).
Многие произведения былых эпох мы считаем совершенно ужасными. Вкусы меняются. Тот же Рабле, тот же Гете. Помнится, после "Страданий юного Вертера" я неделю ругалась. А Карамзин? А ведь из них выросла вся последующая литература.
Ну разные у нас литературные вкусы, что тут поделаешь.
Мне вот, например, Эмма показалась очень забавной)
Но вообще, я субъективна - я фанат Джейн Остин.
Турмалин Вот-вот! А я тут жду-с, понимаете ли.
А у тебя зато слог хороший, мур)
missgreed Ээээ... спасибо, только я ведь не писатель
В "Эмме" барышня совсем не похожа ни на Фанни, ни на Энн и других героинь, которых так любит Остин)).А слог обычный, остиновский)). В этом смысле Аббатство самое забавное, ну и ГиП. Правда читала на русском, может в оригинале по другому...
Может и не муть местами - Тот же Маркес или дамочка Агота Кристоф (смех а не псевдоним но роман очень мощный)
Но я пожалуй подпишусь. Снобизм и пиар.
А что до принять слабого за сильного - так это ж просто, плюссто. Можно разбираться или не разбираться. Но знатоки конечно чаще сильного выдают за слабого. Потому что обосрать легче, чем возвеличить.
И вообще что такое за зверь - разбирающийся в литературе человек?
Сплошная имха.
А большая часть людей просто принимает преподносимые истины, как данное. В самом деле, не комильфо вслух сказать, что Мона Лиза, от которой дрожит в экстазе всё прогрессивное человечество - просто страшенная баба, что дорогущий Черный Квадрат - это хмммм... ну просто черный квадрат, что Пикассо ужасен и уродлив, и т.п. "Сокровища культуры" ведь. Так и с литературой. У меня лично один критерий: пафоса не надо. Маркес ухитрялся глубокомысленные вещи писать без тени пафоса.
Что тебе нравится в Остин?
Хм, сложный, конечно, вопрос.
Ну, знакомство вообще началось с фильма "Разум и Чувства", на который однажды случайно попала по тв. И он в свое время явился откровением для меня. Потом узнала, что есть первоисточник в виде книги.
Я даже не знаю, что конкретно мне нравится у нее. Много думала, но что-то ничего не придумалось.
Наверное, просто ее книги пришлись очень к месту и вовремя.
Я ее читала только на английском и язык тоже нравится, точнее больше нравится, как "выражаются" герои) На русском же, например, совершенно непереносимо(( Какие переводы ни пробовала - ничего не нравится. Вообще не могу читать.
И у меня лично криерии такие:
Интересно не интересно. Все прочее снобизм и вкусовщина..А то ишь развели - люди разбирающиеся в литературе. Пушкинисты наверное (ненавидит пушкинистов).
"Ножки..."
Этим автор хотел сказать, что он не смог присоединися к восстанию декабристов, потому как приболел 14 декабря. Грипп-с. Свиной-с.
Маркеса - люблю нежно. Давно и предано.
Агота Кристоф "Толстая тетрадь" - очень странное и очень живое произведение.
Berkley Спасибо, надо будет почитать эту Кристоф.
И да, если что-то неинтересно, то шедевром это воспринять не получится. Люди разные. Хотя я читала, что химические и математические формулы понимаются разными людьми совершенно однозначно, значит, и идеальное произведение искусства не может пониматься по-разному. Это, правда, какой-то эзотерик писал из великих, которого я безуспешно пытаюсь начинать читать уже много лет
Не мое. +100