Do or die
Тема не слишком изящная, зато довольно злободневная и в наше время - достаточно пройти по улицам крупных городов ранним утром, особенно - в субботу и воскресенье, когда город еще не успели отмыть от следов ночной жизни. Продолжаю цитировать по частям огроменную статью Absentis'a.
читать дальше"Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной — толстой, мягкой, опрысканной благовониями — бумаги, то в Европе туалетная бумага будет изобретена наново только в 1860-е гг. (Заметим в скобках, что британский изобретатель Джеймс Олкок чуть было не разорился — товар поначалу шел плохо, спроса не было. Современная мягкая туалетная бумага появится в продаже в Америке только в 1907 году).
В средние же века — грязь и дерьмо священны и сакральны. Маразм доходил даже до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам строго запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной.
Изобретение туалета уходит корнями в глубь веков, и уже сложно сказать, где этот признак цивилизации появился впервые.
По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи сложной системы труб подводилась вода. 3800 лет назад их придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как все, что она извергла, было смыто течением.
Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н.э. в Месопотамии.
Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные каналы, которым свыше 2500 лет, а стульчак из известняка, найденный близ Тель-эл-Амарны, датируется ориентировочно 1350 г. до н. э.
Такой же древний туалет относится к цивилизации Мохенджо-Даро (2500 лет до н.э. на территории нынешнего Пакистана). Это кирпичное сооружение со стульчаком, связанное с подземной сточной системой.
Более продвинутые системы подземного отвода дождевых и бытовых стоков существовали в Вавилоне, Карфагене, Иерусалиме. Как отхожее место клозет впервые повсеместно встречается в V в. до н.э. в Афинах, где воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала глубиной и шириной 1 метр.
В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до н.э. – 24 год.н.э.), следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой
Однако самая известная из клоак — Cloaca maxima — была проведена в Риме. Построенная в VII—VI веках до нашей эры, она имела она около пяти метров в ширину и оставалась самой совершенной системой еще многие века после того. История канализации хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые в Древнем Риме служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьев. Развитию сортиров не помешал даже налог на латрины (общественные туалеты), введенный в I-ом веке римским императором Веспасианом. Этот туалетный налог обогатил мировой лексикон выражением «деньги не пахнут» (Pecunia non olet).
Что касается территории современного Евросоюза, то единственное упоминание о сортире — в саге о Торстейне Морозе, а это — Исландия века как максимум XI -го.
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
С вонью и антисанитарией Средневековья пытались бороться деятели эпохи Возрождения. Вот формула одного из изобретений Леонардо да Винчи: «Сиденью нужника так поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить». Но теоретические разработки Да Винчи на практике оказались никому не нужны. Народ продолжал испражнятся где придется, а королевский двор — в коридорах Лувра.
Верх сортирного комфорта в те времена выглядел примерно так, как показано в фильме «Черный Рыцарь» — дыра с лежащим рядом пучком соломы... Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов — это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы «очко», только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные «ласточкины гнезда» можно увидеть в орденских замках в Прибалтике.
В Шато-Гайаре все было устроено примерно так же и рутьеры (бандиты-наемники) взяли Шато-Гайар, ворвавшись через те самые сортирные отверстия. В этих сортирных башнях висели крючья для одежды — но не удобства ради, а потому что считалось, что амбре убивает блох. Зато в замках Люксембурга и Швейцарии наличие туалета приветствовалось, ибо сток направлялся в подконтрольное ущелье — враг не пройдет!
Отдельные экзотические попытки «унитазостроения» были лишь забавой. В XVI веке сэр Джон Харрингтон порадовал английскую королеву Елизавету (которая гордилась тем, что педантично мылась раз в месяц, «нуждаюсь ли я в этом или нет») занятной вещицей под названием «ватерклозет» — устройством с автоматическим смывом того, что туда наложили (в Китае аналогичный «ватерклозет» был за две тысячи лет до того). Над изобретением Харрингтона посмеялись, как над забавной безделушкой, и забыли о нем на пару веков, продолжая выбрасывать содержимое всех ночных горшков и помойных ведер на улицы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.
Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В плане великого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационные трубы, и вентиляционные шахты, однако... Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета — всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.
В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаромМебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой.
В те времена помпезность туалетных процедур могла означать действительно реальную власть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы».
Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени Александр Каммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс — тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.
А до эт ого у англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы.
В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Рвы, как известно, служили замкам защитой.
В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. «История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где рыцари утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом и его рыцарями провалился пол большого зала, и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму и многие потонули, сами понимаете в чем» (А. И. Липков).
За последующие триста лет ничего, естественно, не изменилось, и император Фридрих III чуть было не повторил судьбу своего незадачливого предка: «Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе лошадью…». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 53.) В германских замках иногда все же делали сортиры даже со сливом. Например в замке Бург Эльц в средние века туалет находился в круглой боковой башне. Наверху во время дождей собиралась вода, потом открывалась заслонка, и все смывалось. Но вот в засушливый год...
Профессор, доктор искусствоведения, А. И. Липков заинтересовался историей сортира, ибо, его же словами: «что ж за культура без цивилизованного унитаза?»
После глубокого изучения вопроса пораженный профессор воскликнул: «Я всегда был против того, чтобы именовать средние века темными. А сейчас, углубляясь в сортирологию, поневоле задумываюсь: «А так ли уж не правы так говорящие?» С плодами исследований основателя «сортирологии» можно ознакомиться в его статьях «Шаланды полные фекалий», «Лицо нации, или Всемирная история сортира» и в первом российском монументальном труде об уборных под названием «Толчок к размышлению». Из этих познавательных материалов можно узнать, что возрождение древней канализации — дело лишь очень недавнего прошлого."
читать дальше"Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной — толстой, мягкой, опрысканной благовониями — бумаги, то в Европе туалетная бумага будет изобретена наново только в 1860-е гг. (Заметим в скобках, что британский изобретатель Джеймс Олкок чуть было не разорился — товар поначалу шел плохо, спроса не было. Современная мягкая туалетная бумага появится в продаже в Америке только в 1907 году).
В средние же века — грязь и дерьмо священны и сакральны. Маразм доходил даже до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам строго запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной.
Изобретение туалета уходит корнями в глубь веков, и уже сложно сказать, где этот признак цивилизации появился впервые.
По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи сложной системы труб подводилась вода. 3800 лет назад их придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как все, что она извергла, было смыто течением.
Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н.э. в Месопотамии.
Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные каналы, которым свыше 2500 лет, а стульчак из известняка, найденный близ Тель-эл-Амарны, датируется ориентировочно 1350 г. до н. э.
Такой же древний туалет относится к цивилизации Мохенджо-Даро (2500 лет до н.э. на территории нынешнего Пакистана). Это кирпичное сооружение со стульчаком, связанное с подземной сточной системой.
Более продвинутые системы подземного отвода дождевых и бытовых стоков существовали в Вавилоне, Карфагене, Иерусалиме. Как отхожее место клозет впервые повсеместно встречается в V в. до н.э. в Афинах, где воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала глубиной и шириной 1 метр.
В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до н.э. – 24 год.н.э.), следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой
Однако самая известная из клоак — Cloaca maxima — была проведена в Риме. Построенная в VII—VI веках до нашей эры, она имела она около пяти метров в ширину и оставалась самой совершенной системой еще многие века после того. История канализации хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые в Древнем Риме служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьев. Развитию сортиров не помешал даже налог на латрины (общественные туалеты), введенный в I-ом веке римским императором Веспасианом. Этот туалетный налог обогатил мировой лексикон выражением «деньги не пахнут» (Pecunia non olet).
Что касается территории современного Евросоюза, то единственное упоминание о сортире — в саге о Торстейне Морозе, а это — Исландия века как максимум XI -го.
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
С вонью и антисанитарией Средневековья пытались бороться деятели эпохи Возрождения. Вот формула одного из изобретений Леонардо да Винчи: «Сиденью нужника так поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить». Но теоретические разработки Да Винчи на практике оказались никому не нужны. Народ продолжал испражнятся где придется, а королевский двор — в коридорах Лувра.
Верх сортирного комфорта в те времена выглядел примерно так, как показано в фильме «Черный Рыцарь» — дыра с лежащим рядом пучком соломы... Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов — это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы «очко», только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные «ласточкины гнезда» можно увидеть в орденских замках в Прибалтике.
В Шато-Гайаре все было устроено примерно так же и рутьеры (бандиты-наемники) взяли Шато-Гайар, ворвавшись через те самые сортирные отверстия. В этих сортирных башнях висели крючья для одежды — но не удобства ради, а потому что считалось, что амбре убивает блох. Зато в замках Люксембурга и Швейцарии наличие туалета приветствовалось, ибо сток направлялся в подконтрольное ущелье — враг не пройдет!
Отдельные экзотические попытки «унитазостроения» были лишь забавой. В XVI веке сэр Джон Харрингтон порадовал английскую королеву Елизавету (которая гордилась тем, что педантично мылась раз в месяц, «нуждаюсь ли я в этом или нет») занятной вещицей под названием «ватерклозет» — устройством с автоматическим смывом того, что туда наложили (в Китае аналогичный «ватерклозет» был за две тысячи лет до того). Над изобретением Харрингтона посмеялись, как над забавной безделушкой, и забыли о нем на пару веков, продолжая выбрасывать содержимое всех ночных горшков и помойных ведер на улицы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.
Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В плане великого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационные трубы, и вентиляционные шахты, однако... Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета — всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.
В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаромМебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой.
В те времена помпезность туалетных процедур могла означать действительно реальную власть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы».
Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени Александр Каммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс — тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.
А до эт ого у англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы.
В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Рвы, как известно, служили замкам защитой.
В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. «История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где рыцари утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом и его рыцарями провалился пол большого зала, и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму и многие потонули, сами понимаете в чем» (А. И. Липков).
За последующие триста лет ничего, естественно, не изменилось, и император Фридрих III чуть было не повторил судьбу своего незадачливого предка: «Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе лошадью…». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 53.) В германских замках иногда все же делали сортиры даже со сливом. Например в замке Бург Эльц в средние века туалет находился в круглой боковой башне. Наверху во время дождей собиралась вода, потом открывалась заслонка, и все смывалось. Но вот в засушливый год...
Профессор, доктор искусствоведения, А. И. Липков заинтересовался историей сортира, ибо, его же словами: «что ж за культура без цивилизованного унитаза?»
После глубокого изучения вопроса пораженный профессор воскликнул: «Я всегда был против того, чтобы именовать средние века темными. А сейчас, углубляясь в сортирологию, поневоле задумываюсь: «А так ли уж не правы так говорящие?» С плодами исследований основателя «сортирологии» можно ознакомиться в его статьях «Шаланды полные фекалий», «Лицо нации, или Всемирная история сортира» и в первом российском монументальном труде об уборных под названием «Толчок к размышлению». Из этих познавательных материалов можно узнать, что возрождение древней канализации — дело лишь очень недавнего прошлого."
@темы: "Absentis"
Страшно подумать, но ватерклозет, наличие которого само собой разумеется в любом современном городском помещении, немногим более ста лет назад казался дурацкой причудой богатых.
В Римской империи ответственно подходили к вопросу гигиены. Пример тому — вот этот туалет в римском форте, расположенном на тогдашнем «краю географии» — в местечке Хаусестедс, Великобритания.
Знаете, чего именно городскому человеку не хватает в деревне или на лоне природы? Думается, что, прежде всего, уютного, сверкающего кафелем туалета с привычным сливным унитазом. А ведь было время, когда этих не просто привычных, а крайне необходимых нам деталей каждого приличного туалета не было даже в городах. И чтобы возник первый сливной унитаз, понадобилась не просто гениальная инженерная идея, но и наличие развитой канализационный системы. Оно понятно: смыть — дело нехитрое, да вот вопрос: куда?
Туалет типа «сортир»
Первые трубы, ведущие от домов ближайшему водоему, появились еще 4 тысячи лет назад — в городах Древней Индии и Междуречья. А при раскопках на Оркнейских островах были обнаружены остатки общественных уборных, в которых глиняные прото-унитазы были установлены над дренажными канавами. Их возраст — около 5 тысяч лет!
Но первая полноценная канализация, «Клоака», появилась только в Древнем Риме. В этом мегаполисе диаметр главных тоннелей для отвода дождевой воды и нечистот достигал семи метров, и специальным смотрителям приходилось плавать по ним на лодках. Тогда же канализацию впервые начали использовать в качестве убежища разные антисоциальные элементы.
Главное достижение римлян — общественные туалеты. Те самые, с которых император Веспасиан решил взимать плату в бюджет. И когда его благочестивый сын Тит упрекнул его в этом, Веспасиан изрек знаменитую фразу: «Деньги не пахнут!».
Общественные уборные для римских простолюдинов мало чем отличались от того, что мы можем лицезреть на вокзалах небольших городков: каменный домик, в полу которого были пробиты дыры. Устроенные по типу выгребной ямы, они чистились только тогда, когда содержимое начинало выпирать через верх. Поэтому их посетителей часто охватывало непреодолимое желание выразить свое возмущение таким сервисом в виде надписей на стене, которые теперь читают современные археологи, поражаясь тому, как же мало меняются люди с веками...
Полной противоположностью были общественные туалеты с проточной канализацией для богатых римлян, которые назывались «фрики» и обустраивались по самому высшему разряду. В фонтанчиках и канализации приятно журчала вода, в клетках пели птицы, рабы разносили жаровни с благовониями. У многих патрициев были даже свои персональные, так сказать, «приватизированные» места. Причем в виду того, что мрамор, из которого делали тумбы для сидения, был довольно холодным, то иногда вперед важно идущего в туалет патриция посылался раб, который нагревал господское место своими ягодицами. Поэтому во фрики ходили не просто справить нужду, но и поговорить с интересными людьми. Для удобства общения и подчеркивания того, что в туалете, как и в бане, все равны, «сидячие» места в этом туалетном храме располагались по кругу. Так что в этом римляне опередили короля Артура.
Но если круглый стол у легендарного короля, возможно, и был, то ни унитаза, ни туалета у него вообще не было никакого. С наступлением Средневековья о языческих удобствах забыли, и человечество вернулось к сортирам с выгребными ямами. Причем, в городских домах и замках ямы нередко делали прямо под домом. И в 1183 году в Эрфуртском замке (Германия) произошла трагедия: пол главного зала проломился, и император Фридрих со своими рыцарями упали прямо в нечистоты. Императора, конечно, спасли, а вот многие графы и бароны утонули. После этого случая многие предпочли перестроиться под систему сливных желобов, выходящих за стены в крепостной ров.
В средние века с канализацией было много проще: нечистоты из замка просто сливались в крепостной ров.
А в большинстве своем жители средневековых городов пользовались ночными горшками, известными человечеству еще с античных времен, которые опорожняли… прямо на улицу.
Вот горшок смывной, он предмет простой!
К началу XVIII века в домах горожан на смену ночным горшкам, которые консервативные жители деревни, остающиеся верными сортиру-скворечнику, могли запросто спутать с супницей, пришли первые сливные унитазы.
Его изобретателем считается британский поэт, офицер и мастер на разные выдумки Джон Харрингтон (John Harrington, 1560–1612), построивший для королевы Елизаветы оригинальную «ночную вазу», которую не нужно было регулярно выносить и чистить. Она мылась на месте, водой из подключенного сверху бачка. Собственно, отсюда и пошла история смывной системы. В отличие от проточной, где вода льется постоянно, смывная экономит воду — которую во дворце английской королевы приходилось поднимать до покоев ведрами. Правда, кроме водопровода, во дворце не было и канализации — так что снизу под свой унитаз Харрингтону пришлось приделать специальную емкость. Эти проблемы задержали развитие туалетной техники еще на 200 лет.
В 1778 году изобретатель Джозеф Брамах (Joseph Bramah, 1748–1814) придумал чугунный унитаз с откидной крышкой — дабы оградится от зловония, раздававшегося из сливной трубы. В XIX веке эту проблему разрешил Томас Креппер (Thomas Crapper, 1836–1910), изогнув выходную трубу унитаза буквой U и создав таким образом водяной затвор, препятствующий выходу неприятных запахов из канализации. Для усиления же напора при смыве Креппер расположил бачок под самым потолком — да-да, как у старых советских унитазов.
Страшные эпидемии холеры первой половины XIX века заставили самым серьезным образом взяться за проблемы чистоты питьевой воды и бытовой гигиены в городах. С опорожнением ночных горшков на тротуары было покончено, а власти выделяли огромные средства на строительства канализационных и водопроводных систем. С этого момента началось победное шествие унитазов по городам Старого и Нового света.
А в 1915 году появился сливной бачок сифонного типа, который компактно разместился позади унитаза и вскоре вытеснил громоздкие чугунные баки, угрожающе возвышавшиеся над головами посетителей туалетов. Так унитаз приобрел современный вид.
Сухие и мокрые
Вторым по важности предметом каждой уборной является рулончик туалетной бумаги, отсутствие которого заставляет паниковать, лихорадочно придумывать какой-то выход из неприятной ситуации или громко взывать к «добрым людям». Но он появился на стене только в 1890 году, когда американская фирма «Scott Paper» впервые выпустила туалетную бумагу, скрученную в многометровые «свитки». До того же момента человечеству веками приходилось импровизировать.
Древнейшим прототипом туалетной бумаги были листья — где лопухов, где деревьев, а где каких-то тропических растений. Собственно, они и сейчас порою выполняют эту функцию в условиях, приближенным к экстремальным — когда турист или путешественник забывает положить туалетную бумагу в свой рюкзак.
Еще один древний вариант — пучок мягкой травы или мха. У древних скандинавов его заменил кусочек меха или клок овечьей шерсти. Мягкую шерсть или хлопковую вату, намотанные на палочку и смоченные в ароматизированной воде, использовали патриции и богачи Древнего Рима. А вот римский плебс пользовался губками (натуральными), которые после использования полоскали в жбане с соленой водой и клали обратно на полку.
Многоразовыми были и туалетные «платки» жителей средневековых городов, которым не по карману были ни одноразовые шерстяные «тампоны», ни еще более дорогая тогда бумага. Зато королевские особы могли позволить себе любую роскошь. И рядом со справляющим нужду Людовиком XIV стоял наготове придворный со стопкой кружевных платочков, которые затем вместе с содержимым монаршего горшка выбрасывались в бочку золотаря. Такими же требовательными к своему венценосному заду были и китайские императоры, использовавшие или шелковые салфетки, или листы тонкой белоснежной бумаги, стоившие в старину немалых денег.
В некоторых отелях в туалете висит два рулона туалетной бумаги разной степени мягкости
В деревнях же по-прежнему пользовались бесплатными дарами флоры, причем большую оригинальность в этом проявили американские поселенцы, пользовавшиеся… кукурузными кочерыжками. К слову, когда в США хотят поддеть «деревенщину», напоминают об этих кочерыжках, что, видимо, является аналогом нашего «щи лаптем хлебать».
И только в XIX веке, с развитием промышленности, бумага перестала быть роскошью. Но не сразу она стала туалетной. Вначале, экономя, абсолютное большинство несло в туалет газеты и журналы, письма и записки, обертки, старые тетради и малоинтересные книги. Тогда же появилось и такое понятие, как «издание, годящееся только для туалета» — как правило, содержащее творения лишенных таланта журналистов и писателей. Автор: Сергей Кутовой
В поликлинике.
- Бабка, какого черта ты нам вместо мочи подсолнечное масло принесла?
- Ой, родимые! А я-то думаю, че у меня картошка все время подгорает...
"Человеческие экскременты и конский навоз нужно выносить каждый день за пределы замка на расстояние не меньшее одного полета стрелы от него"
(приказ по замку Хамаиба "Самураи С.Тернбулл")
В "Цзо чжуани" ("Комментарий Цзо") есть упоминания о том, как тот или иной исторический деятель после приема пищи направлялся в туалет: "Цзиньский хоу... отправился в уборную, оступился и утоп". Нередки упоминания о том, как в туалетах спасались от смерти во время бунтов и мятежей, забираясь под прикрывающую выгребную яму доску (цэ чуан); есть скупые упоминания некоторых туалетных атрибутов — горшков о четырех ножках (цэ ма), бадей для испражнений (цин тун), а также специальной лопаточки для удаления экскрементов (цэ чоу....
К организованным сельским туалетам относятся разнообразные сооружения, как обладающие крышей, так и без таковой, представляющие собой, как правило, канаву (канавообразную яму), равномерно застеленную досками или бетонными плитами, между которыми оставлено достаточно места для беспрепятственного калоизвержения и мочеиспускания. Такие туалеты обладают еще и разделительной стенкой, отгораживающей мужскую половину от женской. В них обыкновенно отсутствуют условия для одновременного отправления эстетических потребностей, а специфический запах этих заведений заставляет покинуть их как можно быстрее.
@ 2006-08-12 15:25:00
Неплохо все было, говорите?
"Ночью столько смертей грозит прохожему, сколько
Есть на твоем пути отворенных окон неспящих;
Ты пожелай и мольбу принеси униженную, дабы
Был чрез окно ты облит из горшка ночного большого."
Децим Юний Ювенал. Сатира 3.
Сами улицы Столицы мира служили бесплатным туалетом для римлян. На стенах до сих пор остались характерные угрожающие надписи типа "Здесь не писать - покусают осы". Но "просвещенные" римляне не ограничивались только улицами - они мочились и в самих банях. Археологи даже нашли надпись на стене одной из терм: "Не мочись и не гадь здесь, иначе тебя накажут 12 богов, Диана и даже всемогущий Юпитер!"
www.ps-adv.ru/ads/Istoriy_sortira_celovek_pozna...
В статье указывается о потрясающей чистоплотности арабов - цитирую хадисы (я надеюсь вы в курсе что это такое) ?
Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри,3 да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили:
«Можно ли совершать омовение водой из колодца Буда‘а?»
В этот колодец бросали запачканное менструальной кровью белье, дохлых собак и гнилые продукты. Однако в ответ он сказал:
«Вода – чистая, и ничто не способно осквернить ее».Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ахмад назвал его достоверным.4
Были клозеты и в Лондоне, и в Париже
"Средневековая Франция" Мари-Анн Поло де Болье.
"В замках или богатых городских домах предусматривалась система эвакуации сточных вод..."
да....
Какие разумные японцы. Во Франции до этого додумается только Луи 15-й в 18-ом веке.
клозетов а вот в средневековом Лондоне их не было
ycnokoutellb: Были клозеты в Лондоне, вот я вам "Средневековую Францию" процитирую...
Откуда такое чудо
Вы как-то невнимательно прочитали мои слова. Процитирую еще раз "Были клозеты и в Лондоне, и в Париже"
Поскольку обличительный пафос статьи направлен на Европу вообще , а не на несчастный Лондон только, то я и счел достаточным привести цитату, которая "под рукой".
Не понял до чего додумается Луи 15? Выносить дерьмо в ведрах на расстояние полета стрелы от Парижа? )