Do or die
Это совершенно гениально, так что народные миллиарды не пропиты, зря некоторые граждане беспокоились. Я впервые, собственно, вижу на экране связно изложенную историю Мастера. До этого всё внимание оттягивали чудеса и феерия окружения Воланда. Воланд - правильный Воланд. И правда - лучший. Нечеловеческая магия истории Иешуа сохранена чуть более чем полностью, там тоже всё правильно.
читать дальшеКстати, о Мастере - актера не любит фотография, в фильме он совершенно не смотрится снулой рыбой с потухшим взглядом. В начале, в амплуа автора популярной пьесы, он даже несколько барственен. Но поскольку нам сначала показывают конец, то он совершенно естественен и в отношениях с медсестрой психушки. Так, по-домашнему всё, словно старая горничная или уборцица в театре зашла делать свою работу с ворчанием. Медсестра, кстати, хромает - уж не напоминание ли об адской природе заведения, в котором происходят эти неторопливые действия? По сути, это круг ада для инакомыслящих, тюрьма для разума. Вас ещё удивляет, что во дворе такого заведения красноармейцы охраняют распятых подозрительных личностей? В аду нет логики, там возможно всё.
Что касается вида Москвы, на который было столько нареканий, и на эту дикую улицу, где постоянно идет какой-то ремонт, то давайте посмотримся в зеркало. Нам показали ту Москву 30-х, которую мы сами постим в бложиках: сюрреалистичную, нарисованную искусственным интеллектом, но полную постоянно бегающих с тачками задорных комсомольцев в старых хрониках, и наши восхищение "гигантскими стройками века", как мы привыкли их называть. Строек было, естественно, много, и не все в Москве, но мы так часто их упоминаем, так ими гордимся, так восхищаемся, что нам додали, как говорится - все наши любимые гигантские проекты и все комсомольцы с тачками в одном месте.
Критика произведения Мастера и вовсе словно склеена из многих топовых постов в жж: "в то время как...", "тем самым критикует советскую власть" (сейчас это называется модным словом "русофоб" по поводу и без), а происходящее дальше - комменты (аплодисменты, частушки, выкрики на совершенно посторонние темы). И обязательно сочувствующий, который не успел в холивар, но вообще полностью поддерживает (и поди пойми, кого).
"Изгнание из рая" с джазом и шампанским под "Аллилуя" на дождь, прямехонько к черту))
- За что это с Вами так?
- За то, что еще вчера было можно, а сегодня уже нельзя
И тут бес как бы невзначай подначивает писателя, которого озаряет идея после истории Христа написать историю о визите дьявола в страну, где религией стал атеизм. Где люди перестали верить в вечную душу, прервав для себя связь с прошлым и будущим. Правда, только для себя, потому что связь-то никуда не делась. Хотя эта история, которая происходит потому, что её пишут, могла остаться не написанной, если бы Мастер, с внезапно помертвевшими глазами, шагнул бы под колесо истории - в прямом смысле. Но от гибели там и тогда его спасла Маргарита.
"На палачей и критиков обижаться нельзя. Они просто делают свою работу"
"Можно меньше думать о сегодняшнем, если жить в завтрашнем"
"Давайте выпьем за коммунизм, построенный в отдельно взятой квартире!"
Контраст. Мастер читает сцену из "Пилата" о предстоящей смерти Иуды, а Алоизий пытается рассказать ему свой план сценария "производственной драмы в голливудском стиле" о том, как тракторист влюбился в доярку. Мастер не удерживается от сарказма, и из его дома вместо неверного и завистливого знакомого уходит определившийся враг.
Да, иногда человек нагребает себе на голову просто ради красного словца.
Сцена в театре прекрасна. Идет совершенно дурацкий спектакль, где герои попадают в конец 2022 года. Хор девушек не слишком музыкально поет "В нашей сказочной стране всего хватает нам вполне" - почему-то мотивом напоминает коронационную песню Кощея Бессмертного "Наш бессмертный Кощей". Мастер смотрит на сцену остановившимся взглядом, явно что-то себе представляя - и на сцену врывается команда Воланда, превратив скучную тягомотину в злую феерию. Добрые люди чуть ли не шуткой требующие оторвать ведущему голову. И те же люди, у которых на глазах только что оторвали и снова приставили задом наперед человеку голову "по желанию публики", на мгновение притихшие от почти осознания чего-то, с готовностью устремляющиеся менять на холяву у тех же монстриков свои обыденные платья на парижские туалеты (вопрос - зачем им парижские туалеты в пол? сформироваться просто не успел, холява же)... Увы, вся эта феерия только померещилась
Пока мерещилось, "хор из будущего" уныло тянул, что у них там есть "и что надеть, и что поесть" (в чем, к слову, вообще не ошибся). А что могут спеть те, кто в будущее не верит в принципе? Они не могут его представить.
Ближе к концу, когда Мастер попадает в тюрьму, его облик несколько меняется, в нем появляется что-то библейское. И его искушают... Но с людьми такого типа искушение никогда не срабатывает. История его жизни прожита. То, что он хотел сказать, он сказал, и это зажило своей жизнью. Всё, что ему осталось - это написать историю, в которой он и Маргарита навсегда останутся вместе.
И вот когда они с Воландом смотрят сверху на город, там есть интересный момент о светящемся окне, где сияет свет, когда "он" не может спать, и мысленно пытается договорить недоговоренное с Иешуа. На какой город они смотря, и о ком говорят? Понтий Пилат, он же Власть, был вынужден выбирать между стабильностью в городе и жизнью одного человека. То же самое, в любой точке этого мира приходится делать каждый день то же самое. Инакомыслящих заставляют молчать любыми способами, чтобы не разбалансировать всё. Но это не означает, что Власть мыслит лозунгами и не тоскует о тех, кого вынуждена губить.
Так что когда нам показывают горящий в финале странный город, это горит город, которого никогда и нигде, кроме нашего воображения, не существовало. Горит иллюзия.Но Воланд всё читает горящие и не сгорающие страницы рукописи Мастера, а значит - всё описанное Мастером продолжает жить. Продолжают жить обличения инакомыслящих, продолжается пресмыкательство перед властью, продолжается шельмование "чужеродных элементов", но живет и обретение смысла, и стойкость с чувством ответственности, и самопожертвование, и доброта, и, конечно, любовь.
В общем, смотреть надо самостоятельно, и не полагаться на чужие отзывы. "Мастер и Маргарита" настолько странная книга, что каждый читающий читает в ней ответы на именно свои вопросы, а значит полные совпадения мнений маловероятны.
читать дальшеКстати, о Мастере - актера не любит фотография, в фильме он совершенно не смотрится снулой рыбой с потухшим взглядом. В начале, в амплуа автора популярной пьесы, он даже несколько барственен. Но поскольку нам сначала показывают конец, то он совершенно естественен и в отношениях с медсестрой психушки. Так, по-домашнему всё, словно старая горничная или уборцица в театре зашла делать свою работу с ворчанием. Медсестра, кстати, хромает - уж не напоминание ли об адской природе заведения, в котором происходят эти неторопливые действия? По сути, это круг ада для инакомыслящих, тюрьма для разума. Вас ещё удивляет, что во дворе такого заведения красноармейцы охраняют распятых подозрительных личностей? В аду нет логики, там возможно всё.
Что касается вида Москвы, на который было столько нареканий, и на эту дикую улицу, где постоянно идет какой-то ремонт, то давайте посмотримся в зеркало. Нам показали ту Москву 30-х, которую мы сами постим в бложиках: сюрреалистичную, нарисованную искусственным интеллектом, но полную постоянно бегающих с тачками задорных комсомольцев в старых хрониках, и наши восхищение "гигантскими стройками века", как мы привыкли их называть. Строек было, естественно, много, и не все в Москве, но мы так часто их упоминаем, так ими гордимся, так восхищаемся, что нам додали, как говорится - все наши любимые гигантские проекты и все комсомольцы с тачками в одном месте.
Критика произведения Мастера и вовсе словно склеена из многих топовых постов в жж: "в то время как...", "тем самым критикует советскую власть" (сейчас это называется модным словом "русофоб" по поводу и без), а происходящее дальше - комменты (аплодисменты, частушки, выкрики на совершенно посторонние темы). И обязательно сочувствующий, который не успел в холивар, но вообще полностью поддерживает (и поди пойми, кого).
"Изгнание из рая" с джазом и шампанским под "Аллилуя" на дождь, прямехонько к черту))
- За что это с Вами так?
- За то, что еще вчера было можно, а сегодня уже нельзя
И тут бес как бы невзначай подначивает писателя, которого озаряет идея после истории Христа написать историю о визите дьявола в страну, где религией стал атеизм. Где люди перестали верить в вечную душу, прервав для себя связь с прошлым и будущим. Правда, только для себя, потому что связь-то никуда не делась. Хотя эта история, которая происходит потому, что её пишут, могла остаться не написанной, если бы Мастер, с внезапно помертвевшими глазами, шагнул бы под колесо истории - в прямом смысле. Но от гибели там и тогда его спасла Маргарита.
"На палачей и критиков обижаться нельзя. Они просто делают свою работу"
"Можно меньше думать о сегодняшнем, если жить в завтрашнем"
"Давайте выпьем за коммунизм, построенный в отдельно взятой квартире!"
Контраст. Мастер читает сцену из "Пилата" о предстоящей смерти Иуды, а Алоизий пытается рассказать ему свой план сценария "производственной драмы в голливудском стиле" о том, как тракторист влюбился в доярку. Мастер не удерживается от сарказма, и из его дома вместо неверного и завистливого знакомого уходит определившийся враг.
Да, иногда человек нагребает себе на голову просто ради красного словца.
Сцена в театре прекрасна. Идет совершенно дурацкий спектакль, где герои попадают в конец 2022 года. Хор девушек не слишком музыкально поет "В нашей сказочной стране всего хватает нам вполне" - почему-то мотивом напоминает коронационную песню Кощея Бессмертного "Наш бессмертный Кощей". Мастер смотрит на сцену остановившимся взглядом, явно что-то себе представляя - и на сцену врывается команда Воланда, превратив скучную тягомотину в злую феерию. Добрые люди чуть ли не шуткой требующие оторвать ведущему голову. И те же люди, у которых на глазах только что оторвали и снова приставили задом наперед человеку голову "по желанию публики", на мгновение притихшие от почти осознания чего-то, с готовностью устремляющиеся менять на холяву у тех же монстриков свои обыденные платья на парижские туалеты (вопрос - зачем им парижские туалеты в пол? сформироваться просто не успел, холява же)... Увы, вся эта феерия только померещилась

Ближе к концу, когда Мастер попадает в тюрьму, его облик несколько меняется, в нем появляется что-то библейское. И его искушают... Но с людьми такого типа искушение никогда не срабатывает. История его жизни прожита. То, что он хотел сказать, он сказал, и это зажило своей жизнью. Всё, что ему осталось - это написать историю, в которой он и Маргарита навсегда останутся вместе.
И вот когда они с Воландом смотрят сверху на город, там есть интересный момент о светящемся окне, где сияет свет, когда "он" не может спать, и мысленно пытается договорить недоговоренное с Иешуа. На какой город они смотря, и о ком говорят? Понтий Пилат, он же Власть, был вынужден выбирать между стабильностью в городе и жизнью одного человека. То же самое, в любой точке этого мира приходится делать каждый день то же самое. Инакомыслящих заставляют молчать любыми способами, чтобы не разбалансировать всё. Но это не означает, что Власть мыслит лозунгами и не тоскует о тех, кого вынуждена губить.
Так что когда нам показывают горящий в финале странный город, это горит город, которого никогда и нигде, кроме нашего воображения, не существовало. Горит иллюзия.Но Воланд всё читает горящие и не сгорающие страницы рукописи Мастера, а значит - всё описанное Мастером продолжает жить. Продолжают жить обличения инакомыслящих, продолжается пресмыкательство перед властью, продолжается шельмование "чужеродных элементов", но живет и обретение смысла, и стойкость с чувством ответственности, и самопожертвование, и доброта, и, конечно, любовь.
В общем, смотреть надо самостоятельно, и не полагаться на чужие отзывы. "Мастер и Маргарита" настолько странная книга, что каждый читающий читает в ней ответы на именно свои вопросы, а значит полные совпадения мнений маловероятны.
@темы: кино на радость нам дано
Я это смотреть не буду. Нафиг-нафиг...
+1000
Svengaly, а какая там сцена в начале между пилатом и Иешуа! Эти интонации... Я реально вздрогнула от неожиданности, когда Пилат стоял спиной, и услышал слова про головную боль. И дарование избавления. И всё это просто небольшим изменение температуры интонации. Потрясающе. И вдруг в эту магию деловито врываются рабочие сцены, начинающие разбирать инвентарь!
Я автор и редактор, я по-другому воспринимаю такие эксперименты. И я совершенно не согласна насчет "умения показать все". Если это АУ, так и надо было писать на афише большими буквами.
Ну, кто-то не пойдет смотреть по не киношным мотивам, а многие уже посмотрели и пишут как раз по итогам. И потом - это настроение надо иметь. У меня сейчас совершенно нет такого настроения - работы вагон и отвлекаться на что-то такое неоднозначное на 3 часа точно не тянет. Если и смотрю, то именно то, что точно принесет удовольствие.
Смотрела в кино на последнем сеансе, который закончился после полуночи, мне хотелось спать и хотелось досмотреть, так как происходящее на экране притягивало и неотпускало.
Мне кажется, эта экранизация как раз то, чего мне не хватало во время чтения книги.
Olga Bright, да, им удалось. Я до сих пор думаю над ним, и приходят на ум всё новые толкования сцен. Например, на башне психушки, когда то два Мастера, то Мастер и Воланд, и кто-то потом летит в бездну. И город, на который они смотрят - это совершенно не конкретный город, в нем может гореть окно Пилата, и Воланд говорит Мастеру, что в воле того сделать так, чтобы Пилат догнал Иешуа на лунной дорожке, и Пилат догнал. То есть, Мастер тут божественный творец своего мира. Подумала, что Люцифер ведь был ангелом, до того как ушел в оппозицию Богу и потерял возможность творить. Но он может творить через других. У Мастера получился недобрый мир, но он своим решением заслужил покой. В книге Левит говорит Воланду что-то вроде того, что Мастер не заслужил света, но покой он заслужил.
В общем, мысли всё это вызывает разные. И Мастер с Маргаритой наконец-то в центре истории о себе.
О да.
Это редко когда бывает, чтобы фильм по знакомому произведению так захватил. Два с половиной часа сидела в зале и ни разу не захотелось встать, сделать перерыв или посмотреть на часы. Наоборот - ещё, ещё!
И это при том, что я смотрю очень много фильмов и сериалов, меня трудно зацепить.
Кстати, меня не впервые глючит с экранизации Булгакова. "Бег". Я несколько лет жила под впечатлением, в подростковом возрасте.
Надо, кстати, пересмотреть "Бег". Интересно, так же подействует или впечатление будет послабее)))
Если честно, я вообще не могу вспомнить ни одной плохой экранизации Булгакова. (Собачье сердце, Бег, Дни Турбиных, Роковые яйца и т.д) - все гениальны. А уж про Иван Васильича, который меняет профессию и говорить не приходиться.
МиМ, конечно повезло чуть меньше, на мой взгляд, для полноты ощущений и максимальной близости к "тексту",там всё таки без хорошей компьютерной графики не обойтись. Я смотрела обе версии (и Бортко, и Кара). В обоих версиях есть свои плюсы и минусы.
Обязательно посмотрю и новый вариант. Думаю мне понравится. Жду с нетерпением, когда он появится на торрентах, но пока его нет
Мне предыдущие экранизации этого романа не понравились просто потому, что чисто внешне не нравились актеры-мужчины, плюс Мастер оставался той же тенью, как и после прочтения романа. И я не одна такая, люди на полном серьезе писали, что прекрасный сериал, и был бы лучше без скучной линии Мастера и Маргариты. А тут впервые они - реально главные герои. Ну и тот эпизод с головной болью Пилата немного изменил перспективу взгляда на Иешуа, которого я всегда видела только жертвой, и которого мне было бесконечно жаль. Кстати, в контексте интересно выглядит "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!" Ну да, только если просящий уже, по сути, успел сходить в ад, переплавиться там, и вернуться победителем. Тогда придут и дадут.
В общем, я ещё одну вещь поняла. Мне не нравятся, оказывается, определенные экранизации не потому, что они рассказывают историю "неправильно", а потому, что совершенно не стимулируют меня сопереживать, открывать для себя новое в знакомом. Короче, пищи для ума не дают.
Вот в "Отягощённых злом" Стругацких (кстати, на мой взгляд, полностью копирующих структуру сюжета МиМ - Демиург/Воланд, свита Воланда/жильцы квартиры Демиурга и Агасфер Лукич, Мастер/учитель Носов) мне были интересны все сюжетные линии.
Поэтому я очень хочу посмотреть новую версию МиМ. Взглянуть с другой стороны.
Э... как раз большинство произведений у них практически совсем без иронии. Или её там мало.
Пилат опасался за свою карьеру и за свою жизнь, это четко прописано и в Евангелии и в МиМ.
"Если отпустишь Его, ты не друг кесарю!", "Главный порок - трусость".
Из плюсов - графика, где она есть, параллели с настоящим, параллели между автором и героем. Угадали, как мне кажется, отношение автора и взгляд автора на то, что тогда происходило в стране. Вот как сейчас: не знаешь, плакать или смеяться. И сажают сейчас за то, что вчера было можно. А прям автора очень прочувствовал на этом моменте.
Посмотреть стоит, но фильм скорее не понравился. Сделан как блокбастер, слишком много напихано, перепутано, изменено, все происходит быстро, а актерской игры практически нет. Смотрел в зале и вышел с четким ощущением, что фильм ущербный, чего-то не хватило. Не хватило актерской игры, определенно. Свиту не дописали. Ну и кота слили, хотя современные методы комп.графики Голливуду, например, давно позволяют делать натуралистичных говорящих животных.
Пока отсмотрена половина, но я в полном восторге!!! Прочла много рецензий. Почему-то многие ругают свиту Воланда. Почему???? Отличная свита! И кот потрясающий! А Розин в роли Азазелло - не ожидала, но понравился очень.
Воланд - просто попадание в яблочко. Как написал А.Экслер:"Наконец-то мы видим на экране не уставшего интеллигента, а настоящего демона".
Е.Цыганова люблю ещё с тех пор, как увидела его совсем молоденьким артистом в чудесном фильме "Займемся любовью". Он там просто красавчик!!!! О нём, действительно, часто говорят, что взгляд у него потухший. Но, по моему, это не правда. Горят у него глаза, да ещё как горят. И его Мастер - просто великолепный. Во всяком случае, мне, как женщине, было понятно, почему Маргарита его полюбила.
Маргарита тоже отличная. Живая, любящая, загадочная. И это при том, что к творчеству Ю.Снигирь я отношусь без восторгов.
На мой взгляд, все актеры подобраны отлично. Единственно, немного смутил Князев (Берлиоз). Играет то он, как всегда, великолепно, но чисто внешне у меня как-то не совпало.
С технической точки зрения тоже понравилось всё. Фильм очень красивый, пропитанный настроением и атмосферой.
В общем, этот фильм - это тот случай, когда ожидание хорошей экранизации наконец-то совпало с действительностью.
Эх, кто бы так же талантливо Стругацких снял!
О, чуть не забыла написать про сцены с Пилатом.
Пилат - словно вышел из из машины времени. Идеальный Пилат. харизматичный, сильный, умный, уставший.
Но больше всего мне понравился Каифа. Макрам Хури - великолепный актер. И так взглядом сыграть всё это паскудное нутро Каифы - убийца власти не страшен, а вот тот, кто несёт новые ИДЕИ....
Сижу вот, думаю о книге Булгакова и понимаю, что истинное величие писателя в том, что не надо быть фантастом, что бы описывая настоящее, предсказать будущее. И даже страшно как-то становится за цикличность Истории.
Почему ругают? Кому-то мешают устоявшиеся представления об актерах. Но по большей части, честно говоря, это из-за требовательности данной экранизации. Люди мыслят по-разному, и там, где один задыхается от восторга, увидев невероятные аллюзии на тысячи понятий, и мгновенно схватывает иносказания, другому надо представлять и объяснять всё линейно, пошагово - что он и в какой-то момент должен увидеть. А там уж такой зритель решит, на самом ли деле ему это показали. И на основании этого выносит вердикт, хороший фильм или нет.
Вот именно эта экранизация требует и довольно обширного кругозора, и абстрактного склада ума. Она мне дорога за то, что у меня в процессе просмотра были задействованы и мысли, и чувства, причем мои собственные. Вот в прошлой версии, которую как раз многие хвалят, меня раздражало более или менее всё, там мне не оставили пространства как зрителю, мне было душно и скучно. Мне там ни один персонаж не понравился, хотя в целом, в отрыве от этой экранизации, мне нравились актеры, там занятые.
Так что всё нормально. Это хорошо, что фильм вызывает такие резкие реакции. Значит - пробрал до печенок, так или иначе.
А вот снять Булгаковскую МиМ в 2005 - тут уже извините. Обстановочка не та. Как может режиссер снимать книгу со смыслом прямо противоположным его личным мировозрениям? Да никак. Поэтому получилось то, что получилось. И тут уж на игре Басилашвили далеко не уедешь. Масштаб книги не тот (по сравнению с "Собачьим сердцем"). Версия его сериала скорее просто пересказ. Без изюминки и дрожи в коленках. (И кот не настоящий
Нари, "Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет".
Ну ты не филолог, в литературоведении не разбираешься... Вот уж не думала, что ты не поймешь такую элементарную вещь. Этот фильм - не экранизация. Это литературная игра на основе романа. А режиссер и сценарист объявили, что экранизация, и этим обманули зрителей. И вот почему-то людям не понравилось, что их за дураков держат. Это та же самая ситуация, что с нашим "Шерлоком Холмсом" 2013 года, когда режиссер бил себя пяткой в грудь, что он снимет лучше Масленникова, а сам снял фанфик про авторское видение. Сказал бы сразу, что это литературная игра - и отношение было бы другое.
Зачем плодить множество, не внося при этом новые углы зрения и не предлагая параллелей, связывающих ту события с нашим временем, с нашей культурой, с тем, что нас волнует здесь и сейчас?
Тем не менее, это чисто мое восприятие, навязывать его не собираюсь никому. Более того, я далеко не во всем эту новизну принимаю. Сейчас задумалась, например, почему мне не нравятся новые прочтения того же Шекспира. Может, потому, что не особенно занимали и сами оригиналы? Надо подумать.