суббота, 05 сентября 2020
Через просмотры дорам, у меня накопилось множество "ыыы????" по поводу того, что я вижу. Тут и все эти царствования, и многочисленные вторые и 25-е дяди, родство которых с героями я не могу определить, и странная логика средневекового китайского и не только правосудия (а в Корее - и не только средневекового). Я также хотела бы понять, почему китайцы заканчивают милые романтически фэнтезийки неприменным мрачняком, стараясь принести главным героям как можно больше несчастий. Тогда как детективы могут закончиться вполне благополучно. В общем, я полезла в матчасть. Благо, серьезный приступ "чайнамании" у меня уже был лет 20 назад, и литературы с тех времен у меня хватает. Начала я с монументальной "Китайской цивилизации" В.В. Малявина.
читать дальшеВ этой книге, вся вышеупомянутая цивилизация втиснута в 617 страниц. Это сказывается на качестве в любом случае, но и в принципе эта книга - олицетворение того, чего я не люблю в общеобразовательной литературе. Через историю - галопом, совершенно не раскрывая, собственно, тему. Спасибо, хоть таблица царствований в приложении нашлась, она полезна.

Относительно истории, быта, менталитета и прочих обыденных вещей - надергано всего и без связи. Зато автора несет на религии и искусстве. Это бы и хорошо, если бы не стиль изложения. О чань-буддизме, например: "В речах о чаньском пробуждении важно не что, а как - чистое качество духа, данное нам в отчужденных отблесках, как бы совершенно несущественных деталях: пустота средо-точия сливается с пустотой вездесущей среды... мы погружаемся в живой само-диалог бытия с его лирической прерывностью, непредсказуемо резкими, но повинующимися неизреченным законам творческой игры со-мыслия сменами интонации". Очень многословно и украшательно, но ведь ничего про чань-буддизм по сути. Или другое: "Подвижность структурных оппозиций картины означала, что в каждый момент времени между отдельными её частями не может быть равенства, что одна из них непременно занимает доминирующее, а другая - подчиненное положение". И вот такое - всю книгу. Почти всю. На этом фоне, любование эстетствующим "резрезанием спелой дыни острым ножом на красном блюде в ясный полдень" почти трогает.
Но с паршивой овцы хоть шерсти клок. То есть, несколько клоков я насобирала. Все "клоки" - прямое цитирование Малявина.
Правосудие. "Иероглиф, обозначающий писаный закон (фа) выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказание за совершенное преступление". Древние китайцы полагали, что император имеет полное право выдумывать, объявлять и изменять закон по своему усмотрению. Предание припысывало изобретение закона "южным варварам" (конфуцианцы полагали, что если человек выполняет все полагающиеся ритуалы, он автоматически становится благонравным и не способным на плохие поступки)".
"Первый свод писаных законов появился в VI веке до н.э. Советник правителя Чжэн Цзы-чань велел выгравировать на бронзовых треножниках текст местной "книги наказаний" (на что Конфуций выразил свое "фээээ"). Те не менее, новшество прижилось. С объединением Китая под властью династии Цинь (221 год до н.э) возник единый корпус законов империи, который в последующие столетия расширялся и детализировался. Кодекс династии Тан (618-907 гг) включал в себя уже 12 разделов, содержащих в общей сложности 500 статей. К эпохе Мин (1368 г) число разделов увеличилось до 30, а отдельных статей - до 606".
"Поскольку конфуцианство отстаивало примат ритуала, коренящегося в человеческом сердце, китайское право имеет характерный акцент на индивидуальном статусе того или иного лица и особенности ситуации. Китайское законодательство определяло степень тяжести преступления в зависимости от характера отношений между преступником и потерпевшим. Убийство чиновника простолюдином или отца сыном рассматривалось как отягчающее обстоятельство. Китайское законодательство традиционно придает большое значение мотивации поступков. По преданию, Конфуций, занимая должность верховного судьи в своем родном царстве Лу, предал казни некоего чиновника по имени Шаочжэн Мао только за то, что тот питал "злые и подлые умыслы".
"Древние китайцы полагали, что преступление нарушает мировую гармонию, а отправление закона призвано восстановить мир и согласие не только в обществе, но и во всем космосе. Особо опасных преступников полагалось казнить немедленно, ибо, как считалось, задержка казни могла вызвать потрясения в мире".
"Некоторые важные особенности китайского права можно рассматривать как продукт и легистской, и конфуцианской мысли. К их числу относится отсутствие в императорском Китае независимой судебной власти и презумпции невиновности в судебной практике. Обвиняемый или подозреваемый уже считался виновным, и в ходе расследования должен был доказать свою невиновность. Эта черта китайской юриспруденции восходит, несомненно, к нормам китайской этики "лица", которая руководствовалась идеей взаимозависимости субъектов отношений: в этой этической системе публичное обвинение человека делало его виновным в глазах общества".
"С эпохи древних империй сложилась традиционная система "пяти наказаний". Все они имели отношение к телесным накозаниям или каторжным работам. Штрафы и даже пребывание в тюрьме наказаниями в старом Китае не считались. Со времен династий Суй и Тан "пять наказаний" приобрели следующий вид:
1. битье легкими бамбуковыми палками с числом ударов от 10 до 50
2. битье тяжелыми бамбуковыми палками с числом ударов от 50 до 100
3. каторжные работы на срок от 1 до 3 лет (это наказание тоже включало в себя пять степеней тяжести)
4. пожизненная ссылка в места, отдаленные от родины преступника на 2-3 тысячи ли. Такая ссылка часто означала службу в пограничном войске.
5. смертная казнь, главным образом через удушение шелковым шнуром и отсечение головы".
"Бесправие взятых под стражу было почти полным, а "смерть в тюрьме" - частый исход карьеры государственного деятеля в старом Китае".
"Бесконечный страх китайцев перед судом вызван действиями мандаринов, продажностью и небрежность чиновников, и жестокостью пыток и наказаний. Вот почему китайцы решаются прибегать к суду лишь в самых крайних случаях. Можно подумать, что всё судопроизводство с умыслом поставлено так, чтобы заставить китайцев предпочитать мириться между собой добровольно" (Э. фон Гессе-Вартег, 1898 г)
Merelena, мне просто хочется понимать эту экзотику, что за ней. Понятно, что почти отовсюду торчит борода Конфуция, но хоть какой-то обоснуй.
Прекрасная ведь мысль. Мне кажется, сейчас потихоньку эта же идея начинает просачиваться, но уже под эгидой усиления осознанности.
Конфуцианство вообще очень интересно для ознакомления. Некоторые идеи описывают буквально суть человеческого бытия, и весьма актуальны до сих пор.
эта книга - олицетворение того, чего я не люблю в общеобразовательной литературе
Невозможно отразить всю глубину и сложность китайской культуры в одном труде. Сложно донести ее специфику и уникальность до сознания другой ментальности. И авторского субъективизма никогда невозможно избежать, увы.
MirrinMinttu, а кто симпатичен?
Мне в китайской культуре импонирует то, что несмотря на все закидоны, там есть последовательность, преемственность, некоторый стержень ментальности, идущий бог знает с какой древности, который безусловно принимается всеми представителями этой культуры даже сейчас.
Я всё-таки раскопаю, надеюсь - в чем особенность китайского менталитета? Но сначала надо начинать с основ. Мне страшно мешает при просмотре дорам, что я не могу поместить происходящие события в контекст реальной истории, даже если они полностью выдуманы.
Мари Анж, здорово! Надо купить, очевидно. Но, в идеале, я буду искать китайцев, которые пишут о своей культуре и прочем. Наверняка же что-то переведено на английский.
там только не хватает какого-то тома
Мари Анж,
Он комментирует в своих книгах (не во всех, правда), почему и как ведется расследование и как выносится решение суда и приговор. Он писал, что китайцам очень важно знать, что нарушенная преступлением гармония восстановлена полностью, и поэтому в их романах очень много внимания уделяется процедуре наказания преступника как способ восстановления гармонии.
Еще у него есть интересная книжка "Сексуальная жизнь в средневековом Китае" (Sexual life in ancient China), там он рассматривает откуда и почему получилось такое отношение родителей и детей, мужчин и женщин, со ссылками на статью и научные работы, кстати. Этакий научпоп. Порнушки там нет совсем))
Все это написано неплохим языком и с любовью и уважением к Китаю и первоисточникам.