В 1165 году у светоча рыцарства, умелого вояки, героя двух крестовых походов и просто красавца Фридриха Барбароссы родился второй его сын, Генрих. Это было большой радостью для Императора Священной Римской империи, потому что старший сын, Фридрих, родился слабым, остался слабым, и было вполне ясно, что он не жилец. По иронии судьбы, потомство Фридриха и его обожаемой супруги Беатрикс Бургундской вообще вышло в этом плане просто-таки отмеченным судьбой в плане краткосрочности жизни: из 11 детей до взрослого возраста дожили всего четверо, да и те не зажились, включая и Генриха. Сам-то Барбаросса вовсю воевал и в 68 лет, пока во время крестового похода не погиб при переправе, а вот по линии Беатрикс картина другая.
Король Германии Генрих VIчитать дальшеТем не менее сын Генрих рос способным, в 9 лет отправился с отцом в итальянский поход, в котором провел два года, причем будучи уже королем Германии - чем выше статус родителей, тем короче детство у их детей. Когда мальчик вырос, он стал заниматься, в основном, делами в Германии, а отец его продолжал приключения в южной Европе. Но некоторые конфликты тянутся очень долго, из поколения в поколение. Вот такое дело пришлось королю Германии разбирать в Эрфурте между ландграфом Тюрингии Людвигом III и Конрадом фон Виттельсбахом, архиепископом Майнца. Дело тянулось со времен поражения Генриха Льва, зятя Генри II Английского, и касалось какого-то ущерба, нанесенного ландграфу Тюрингии архиепископом. Или наоборот - все они там периодически друг с другом дрались. Генрих VI попался в центр этого феода в 1184 году на пути в Польшу, где он должен был взять сторону старика князя Мешко III, пообещавшего заплатить ему кругленькую сумму. Да и вообще Мешко имел дело ещё с отцом короля, с Фридрихом Барбароссой. Но у короля свои обязанности, так что Польше пришлось подождать.
Это картинка намного более позднего периода, но дает представление об использовании пространства
Было решено собрать своего рода ассамблею и попытаться как-то разнять спорщиков. Ассамблею собрали в кафедральной церкви св. Марии в Эрфурте, в покоях пробста, имеющих и подходящий для заседания зал, в который вмещалось до сотни людей. Церковь была очень старой, построенной на фундаменте базилики, заложенной ещё св. Бонифасом в 742 году. Покои пробста были двухэтажными. Важные гости собрались в зале на втором этаже, а в цокольном помещении там находился большой туалет с канализационным стоком. Вопреки повторяющейся повсюду ошибочной информации, что под кафедральным отхожим местом находилась выгребная яма, это был канализационный канал (см. Water Technology in the Middle Ages: Cities, Monasteries, and Waterworks after the Roman Empire by Roberta J. Magnusson), то есть колодец и тоннель, по которому периодически подавалась вода, уносившая отходы в реку.
Ошибка, впрочем, вполне извиняемая - во многих соборах и монастырях были в ходу туалеты, где отверстие каждого сидения находилось над отдельной бочкой, и не так уж редки были туалеты над выгребными ямами (хотя, если подумать о технической стороне их чистки, скорее в частных владениях, а не больших комплексах).
В любом случае, проблемой туалетов над канализационными каналами была поднимающаяся влажность, которая со временем проникала в деревянные части строения с понятным результатом - люди время от времени проваливались вместе с полом в канализационные колодцы и отхожие ямы, если запускали их ремонт или не замечали необходимости такого ремонта. Именно так и случилось в Эрфурте: под тяжестью сотни человек ослабевший в креплениях пол рухнул на первый этаж, пол которого не выдержал тоже. Почти все находившиеся в зале были увлечены вниз. Часть была убита досками и балками, часть утонула в глубоком колодце, у кого-то миазмы вызвали паралич дыхания, некоторых унесло стоком в реку, где они утонули, через тоннель.
В целом погибли 60 человек.
Король и архиепископ сидели под окнами, на каменной части строения, так что они вниз не рухнули, но и каменная часть, потерявшая опору, стала ненадежной, и они спаслись только благодаря кованым решеткам витражного окна. Ландграфа, упавшего вместе с полом вниз, тоже спасли каким-то образом, и больше, насколько известно, они с архиепископом не бранились, забыв о так и не разобранном спорном вопросе. А королю, в глубоком шоке покинувшему место происшествия немедленно после того, как их с архиепископом спасли при помощи лестниц, и вовсе повезло в итоге - противник Мешко, Казимир II, предложил ему даже более крупный куш, чем Мешко.
Нынешний кафедрал в Эрфурте построен уже в 1400-х